Перспективы появления станции метро в Юго-Западной Приморской части из вполне реальных переходят в разряд туманных. Судя по всему, подземка придет сюда не раньше, чем через десять лет. Это может обернуться снижением спроса на жилье в этом районе Петербурга.
Пока схема развития петербургского метрополитена, утвержденная в июне 2011 года, пересмотру не подвергалась. Однако, как говорят в кулуарах Смольного, де-факто решение о корректировке уже принято и будет официально оформлено постановлением правительства Петербурга в апреле или даже в марте. Изменения коснутся сроков ввода новых станций. Причина – грядущий чемпионат мира по футболу, который летом 2018 года пройдет в России.
В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры БН подтвердили, что совещание с участием губернатора Петербурга, представителей «Метростроя», «Ленметрогипротранса», КРТИ и других отраслевых комитетов действительно было и соответствующее постановление Смольного в настоящий момент готовится.
Меняя схемы
Самое большое разочарование, безусловно, ждет жителей Юго-Западной Приморской части Петербурга (ЮЗПЧ) – к ней традиционно относят небольшую часть Кировского района и добрую половину Красносельского. Всего здесь проживает около полумиллиона человек, и эта цифра постоянно увеличивается: новые жилые комплексы здесь сдаются ежеквартально, продолжают возводиться еще несколько крупных объектов. Скоро начнется заселение целого квартала, построенного специально для городских очередников и участников жилищных программ.
Открытие лишь одной новой станции «Юго-Западная» (на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова) помогло бы уменьшить пассажиропоток на перегруженных в часы пик станциях «Автово», «Ленинский проспект» и особенно «Проспект Ветеранов».
В последние полтора года планы развития городской подземки жителей Юго-Запада только радовали. Был подготовлен проект новой Красносельско-Калининской линии (от станции «Обводный канал – 2» до «Юго-Западной»), документация отправилась в Главгосэкспертизу и во II квартале этого года должна быть утверждена. Требуемые на строительство новой ветки 51 млрд руб. в Смольном обещали найти, а в бюджете-2013 на эти цели выделили 2,3 млрд руб.
Уже в конце этого года метростроевцы собирались выходить на площадку и возводить первые шахты. В вагонах поездов еще с декабря прошлого года появились новые схемы, на которых пунктиром была обозначена перспективная линия, включающая шесть станций. Ее планировали ввести в эксплуатацию к концу 2016 года. В дальнейшем, ориентировочно к 2022-му, линию собирались продолжить на юг до станции «Балтийская жемчужина», а на север – до станции «Пискаревка». В отдаленном будущем (после 2025 года) тоннели должны были дотянуться до Стрельны и Ручьев.
Однако неожиданно в Смольном «вспомнили» о приближающемся чемпионате мира по футболу и необходимости обеспечить нормальную транспортную доступность для нового стадиона на Крестовском острове, где, в частности, будет проведен полуфинал чемпионата мира. Тем более что под это мероприятие государственной важности можно попросить денег от федеральных властей, которые финансово не помогали строительству петербургской подземки с 2003 года.
Для подвоза болельщиков было решено срочно построить станцию «Новокрестовская» (для этого необходимо намыть землю на западе Крестовского острова), она станет частью третьей («зеленой») линии. Конечной на ней сделают станцию «Улица Савушкина». Проектирование перегонов и вестибюлей обеих станций уже ведется, строительные работы могут начаться в конце будущего года, завершившись к началу 2018-го.
Счастье Васильевского острова
На фоне невеселых новостей для Юго-Запада и хороших для жителей Приморского района (новая станция там очень нужна) василеостровцы могут просто ликовать. Если сейчас в Василеостровском районе действуют всего две станции, то к 2018 году их появится сразу шесть! Добавится второй выход со «Спортивной» (в районе Тучкова переулка), а также три станции пятой («оранжевой») линии – «Большой проспект», «Шкиперская» и «Морской фасад». Еще одну станцию на той же ветке – «Театральную» (в Центральном районе) – откроют раньше, в 2016-м.
Отметим, что в пассажирском порту «Морской фасад» во время чемпионата мира будут швартоваться десятки океанских лайнеров, часть из которых сделают плавучими отелями. Соответственно, новая ветка метро Васильевскому остро необходима.
Видимо, всеми этими соображениями и вызвано решение о переносах сроков строительства новых станций на Юго-Западе. Одновременное сооружение Красносельско-Калининской линии и продолжения «зеленой» до стадиона власти города еще потянули бы (особенно при финансовой помощи федерального центра). Но вот проложить три ветки сразу – на это возможностей городского бюджета явно не хватит (не забудем и о необходимости достроить к 2015 году три последние станции Фрунзенского радиуса).
Отметим, что «оранжевую» линию от «Морского фасада» в будущем планируется продолжить до той же «Новокрестовской» (она станет пересадочной), а затем до «Лахта-центра» и в отдаленной перспективе до Юнтоловского заказника. Но все это уже планы, напрямую не связанные с грядущим мировым футбольным чемпионатом.
Не повод беспокоиться
Эксперты, опрошенные БН, в целом не предрекают каких-то неприятных последствий как для первичного, так и для вторичного рынка недвижимости ЮЗПЧ.
«Заявленная дата открытия новых станций не была настолько близкой, чтобы стать самым важным фактором при выборе жилья. Скорее, открытие в перспективе новых станций метро поблизости воспринималось покупателями просто как дополнительный плюс, а не приоритет», – считает руководитель отдела долевого строительства ООО «Городская недвижимость» Светлана Алексеева.
Впрочем, застройщики, возводящие жилье в ЮЗПЧ, при рекламе своих объектов о метро не забывали. Например, в рекламных буклетах ГК «Город» (возводит ЖК «Ленинский парк» и «Прибалтийский») упоминаются «станции, строящиеся в пешеходной доступности от Вашего дома».
Точно так же поступают и в компании «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад». Характеристика ЖК «Южная акватория» (самый новый проект в Красносельском районе) включает в себя описание трех станций метро, планирующихся к открытию на Юго-Западе. По мнению компании, «это важный аргумент для тех, кто собирается купить квартиру в районе».
Впрочем, в пешеходной доступности от «Южной акватории» будет находиться только станция «Проспект Героев», а она относится не к Красносельско-Калининской, а другой перспективной линии – Адмиралтейско-Охтинской (ее проектирование еще и не начиналось). Наверное, поэтому в компании особенно не переживают по поводу возможной корректировки Концепции развития городского метро. «Изменения, которые могут быть внесены, Адмиралтейско-Охтинскую ветку не затронут. Поэтому в будущем мы прогнозируем только повышение интереса и к нашему жилому комплексу и ко всей территории нового строительства в этой части района», – полон оптимизма коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Денис Бабаков.
А вот корректировка цен на жилье в Приморском и Василеостровском районах, по мнению участников рынка, неизбежна – в сторону повышения. По мнению руководителя Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» Ольги Трошевой, ближе к открытию станции «Улица Савушкина» жилье в шаговой доступности от нее повысится в цене примерно на 10%. Ведущий аналитик АН «Итака» Екатерина Бармашова считает, что на Васильевском острове цены на вторичном рынке могут подрасти даже на 15%, но, опять же, не ранее 2016-2017 годов.
Уже не перспективный
Как ни странно, но туманная перспектива появления новых станций метро в ЮЗПЧ покупателям может стать и выгодной. Прежде всего потому, что неизбежно понизится спрос на жилье, и возможно перестанут расти цены.
«Если бы работы под землей уже начались, одновременно сюда хлынуло бы множество инвесторов в недвижимость. Район-то перспективный во многих отношениях. Хотя теперь, боюсь, если все эти сведения подтвердятся, то он уже таким перспективным не будет. Но тогда не будет и роста цен на жилье», – считает директор АН «Партнер СПб» Олег Перегудов.
С ним отчасти согласен и заместитель генерального директора «НДВ СПб» Вячеслав Ефремов. «Возможно кратковременное (до полугода) снижение уровня спроса на 10-15%. Возможно, снизятся темпы роста цен в районе (сейчас это около 7% в год, а станет около 5%) Однако, в целом, метро – это лишь один из множества факторов, влияющих на спрос в конкретном месте. Многое будет зависеть от структуры предложения: сколько доступных по цене новостроек будет выведено, насколько высокими будут темпы строительства жилья и т. д.», – отмечает он.
Большинство аналитиков полагает, что решение о переносе сроков строительства метро в ЮЗПЧ не отпугнет покупателей жилья, так как главное достоинство новостроек в этой части города – их принадлежность к эконом-классу. А фактор цены для подавляющего большинства граждан по-прежнему играет решающую роль.
Автор: Павел Гинёв
Обсуждение
0