Если свитер можно купить, поддавшись импульсу, то когда дело доходит до покупки недвижимости (дома или квартиры), выбор требует спокойных размышлений. Однако выкладки по ценам, площади в квадратных метрах и выгодному месторасположению дома или квартиры могут легко пойти прахом из-за необъяснимых бессознательных реакций.
Исследование, опубликованное в американском журнале Advertising Research, доказывает, что эмоции при принятии решения в два раза важнее, чем знание потребительских качеств квартиры или дома. Запахи, звуки, вид из окна, планировка и даже цвет стен могут подтолкнуть к покупке или, напротив, заставить отказаться от нее.
Ассоциации
Простой пример. Покупатель пришел смотреть квартиру, а ее планировка - один в один, как в квартире у нелюбимой учительницы по химии в 10 классе, куда приходилось ходить на дополнительные уроки. Казалось бы, прошло много лет, однако ассоциации все равно вызывают негативные ощущения.
Естественно, что владельцу квартиры хочется чувствовать эмоциональную связь с местом, где он живет. Такая связь - важный фактор для психологического комфорта, так проще поддерживать дом в порядке, делать ремонт и обустраивать помещение.
Однако при выборе будущего жилья не стоит уходить лишь во внутренние ощущения и забывать про логику, поскольку можно не только упустить хорошую квартиру из-за неприятностей 20-летней давности, но и, скажем, заключить откровенно неудачную сделку.
При состоянии «влюбленности» потенциальную недвижимость покупатель часто бессознательно игнорирует вполне объективные вещи. Например, если дом очень похож на тот, в котором жила любимая бабушка, человек может отмахнуться от явного запаха плесени, решив, что «надо просто немного проветрить».
Представления и мечты
Часто человек выбирает дом или квартиру не с точки зрения практичности, а исходя из того, как он видит себя и каким хочет казаться окружающим. Порой, такой подход чреват промахами: есть ли смысл покупать крохотную квартиру в шумном центре города только потому, что такое жилье подчеркнет образ городского хипстера, тогда как жить в тихом пригороде хочется куда как больше.
Еще один фактор - так называемое психологическое инвестирование в сделку. Покупатель выбирает квартиру и бессознательно думает о том, подружится ли он с соседями, поладят ли дети на детской площадке, как друзья будут приходить в гости. Ожидания, страхи, стремление занять определенный социальный статус, приобщиться к определенному кругу людей - эти факторы также влияют на выбор дома или квартиры, хотя не всегда покупатель отдает себе в этом отчет.
Внешние факторы
Важную роль при формировании внутреннего образа, безусловно, играют биллборды, газеты и другая реклама. Названия брендов или проектов, которые приходят на ум в первую очередь, покупатель бессознательно оценивает как положительные. Схема мышления такая: поскольку компания тратит кучу денег на рекламу, проект должен быть прибыльным, поэтому он должен быть хорошим. Как правило, это не так...
Как не стать жертвой эмоций и совершить грамотную сделку
1. Необходимо четко сформулировать свое желание. Слишком широкий выбор дает простор для ненужных фантазий. Такой поиск занимает много времени, однако дает гарантированный результат.
2. Стоит держать эмоции в узде и сосредоточиться на поиске того, что действительно необходимо.
3. Есть смысл взять на осмотр недвижимости стороннего наблюдателя, которому не придется в ней жить. Он сможет объективнее оценить плюсы и минусы квартиры или дома.
4. Реально оцените свои финансовые возможности. Порой стоит отказаться от более престижного дома в пользу недвижимости поскромнее, чтобы не переживать лишний раз на счет того, получится ли за него расплатиться.
Комментарий эксперта
Психолог Сергей Шевцов-Ланг: "Покупка недвижимости, особенно первой - одно из главных событий в жизни многих людей. Такие решения не принимаются спонтанно, как правило, к этому событию готовятся не один год. К моменту совершения следки покупатель уже конкретно знает, чего он хочет, какой объект его интересует, даже представляет себе, как должна выглядеть его квартира или дом, мечтает, как он будет обживать свое новое жилище. Однако не редки случаи, когда покупатели недвижимости, уже казалось бы готовые купить тот или иной объект недвижимости, вдруг меняют решение и отказываются от покупки недвижимости, расторгают сделку.
В первую очередь это происходит в том случае, если перед человеком возникают неожиданные проблемы, которые не имеют очевидного решения. Покупка недвижимости - психологически сложный процесс, требующий постоянного внимания, сознательного контроля всех действий. Зачастую покупателя сопровождают такие негативные чувства, как ощущение риска, страх быть обманутым. Если человек покупает квартиру в ипотеку, его может преследовать мысль о том, получится ли у него в течение 10 и более лет платить по кредиту. Если человек покупают квартиру без помощи ипотечного кредитования, он все равно отдает внушительную сумму денег и не может не думать о том, что его могут обмануть. Поэтому, при возникновении каких-либо опасений, на уже разогретую своими фантазиями психику, человек может и передумать приобретать недвижимость.
И даже если сознание человека говорит ему, что в порядке, бессознательное, которое почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию, может заставить человека передумать. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая лишь эмоциями".
Подготовила Ксения Алиева
Обсуждение
0