За II квартал предложение массовых новостроек в «старой» Москве резко выросло на фоне падения спроса. По подсчетам аналитиков «Метриум», количество квартир, представленных в продаже в проектах новостроек эконом- и комфорт-класса, увеличилось на 23%. При этом спрос на столичном рынке первичного жилья за это время сократился на 44%.
С апреля по июнь предложение на рынке новостроек массового сегмента увеличилось на 23%, подсчитали эксперты «Метриум». Количество квартир в продаже выросло за три прошедших месяца на 3 тысячи. Если в конце I квартала на рынке было представлено 13,4 тыс. объектов, то к началу июля этот показатель вырос до 16,5 тыс.
С начала года объем предложения сокращался. В декабре 2019 года столичные застройщики продавали 16,9 тыс. квартир, в январе 2020 года – 15,9 тыс., в феврале – 14,8 тыс., в марте – 13,4 тыс. ед. Затем показатель увеличился в апреле до 14,2 тыс., в мае сократился до 13,7 тыс., а в июне резко вырос до 16,5 тыс.
По мнению аналитиков «Метриум», такая динамика обусловлена двумя причинами. С одной стороны, последние месяцы в массовом сегменте сохранялась относительно высокая девелоперская активность. За второй квартал в продаже появились три новых проекта жилых комплексов массового сегмента (в аналогичный период 2019 года их было два). В том числе был дан старт реализации крупного проекта, застройщик которого представил на выбор покупателям сразу более 2 тыс. лотов. Также началась реализация 4 новых корпусов.
С другой стороны, резко снизился спрос на фоне ухудшения экономической обстановки, введения режима самоизоляции и приостановки строительства. По данным «Метриум», спрос по итогам полугодия в «старой» Москве сократился на 24% по сравнению с 1 полугодием прошлого года. Причем в первом квартале количество заключенных ДДУ в массовом сегменте новостроек снизилось на 4%, а во втором квартале – на 44% относительно аналогичных периодов прошлого года. В самых продаваемых проектах жилых комплексов комфорт-класса во II квартале спад сделок составил от 13% до 79%.
«Снижение спроса замедляет процесс «вымывания» лотов в проектах новостроек, – говорит Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». – Это в свою очередь приводит к повышению предложения, так как застройщики не всегда имеют возможность оперативно отреагировать на колебания активности покупателей, тем более столь резкие. Стройка – сложный технологический процесс, и если старт продаж, скажем, нового корпуса был запланирован на апрель, то его отменять иногда нецелесообразно. Помимо этого, снижение спроса ведет к увеличению числа невостребованных квартир в уже реализуемых проектах и отдельных корпусах».
Аналитики «Метриум» отмечают, что темпы продаж в самых успешных проектах новостроек за год заметно снизились. Если в I полугодии 2019 года ежемесячно застройщики таких объектов заключали до 150-170 договоров долевого участия, то сейчас темпы снизились до 100-120 ДДУ в месяц.
«Восстановительный рост спроса начался в мае, когда обозначились перспективы выхода из карантина и начали проходить сделки по льготной ипотеке, запущенной в конце апреля, – добавляет Ксения Юрьева, коммерческий директор группы «Родина» (девелопер Russian Design District). – Кроме того, в конце мая открылись МФЦ, и люди наконец смогли завершить ранее запланированные сделки. Всплеск спроса был зафиксирован в июне и продолжился в следующем месяце. Можно выделить два основных драйвера восстановительного роста. Во-первых, активность покупателей поддержала ипотека с господдержкой: показательно, что в мае доля ипотечных сделок выросла до 64%, в июне – до 68% (+18 п. п. по сравнению с июнем 2019 года). То есть более чем две трети квартир приобретались с привлечением жилищного кредита. Во-вторых, стал реализовываться отложенный спрос, который сформировался во время самоизоляции».
«Несмотря на повышение предложения, профицит московскому рынку новостроек массового сегмента не грозит, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – В целом активность застройщиков имеет тенденцию к снижению, что связано с проведением реформы долевого строительства и общим осложнением экономической обстановки. Помимо этого, покупатели должны понимать, что вымываются наиболее доступные и ликвидные квартиры, поэтому повышение предложения не означает автоматически увеличения выбора квартир – самые ходовые объекты скупаются очень быстро. Текущий уровень предложения нельзя назвать ни низким, ни высоким. На пике в последние годы застройщики предлагали 20-22 тыс. квартир в месяц в новостройках массового сегмента, а пять лет назад объем предложения составлял всего 6,6 тыс».
По данным «Метриум», сейчас в продаже в Москве в секторе новостроек эконом- и комфорт-класса насчитывается 83 проекта. В начале года их было 92, а ровно год назад (в июне 2019 года) – 83, то есть столько же, сколько и сейчас.
Обсуждение
0