Как девелоперы участвуют в цифровом импортозамещении
Сложно представить современный ЖК без систем «умного» дома и иных digital-элементов. Однако в условиях, когда ряд стран ввели ограничения на поставки гаджетов, программ и технологий в Россию, особенно остро встал вопрос импортозамещения. О том, как участники рынка недвижимости реализуют проекты импортозамещения в цифровой сфере, рассказывают эксперты компании «Метриум».
И сам не пропадай, и товарища выручай
В глобальной экономике нарушение технологических связей несет в себе гораздо больше угроз, чем разрыв транспортных или производственных цепочек. Поэтому импортозамещение, кроме создания и развития непосредственно промышленной базы, должно ориентироваться и на поддержку отечественных разработчиков, кто создает не уступающие зарубежным аналогам приложения и системы.
Стоит отметить успешные кейсы сотрудничества между застройщиками и игроками IT-сектора. Так, девелопер MR Group уже на протяжении нескольких лет активно участвует в развитии цифровых сервисов, поддерживая отечественных разработчиков и производителей. Например, партнером застройщика является компания «Юникорн» – один из лидеров российского рынка смарт-систем, резидент «Сколково». Она входит в реестр аккредитованных Минцифры России организаций и может рассчитывать на меры господдержки, в том числе налоговые льготы и получение кредитов по сниженной ставке. Кроме того, «Юникорн» является разработчиком собственной платформы Ujin для создания единой цифровой среды зданий, а также переносит производство устройств для Умного дома в Россию: одна из площадок находится в Перми.
«Объединение усилий компаний, работающих в разных секторах экономики, может стать эффективной мерой поддержки строительного комплекса и смежных отраслей, – говорит Мария Литинецкая, генеральный директор MR Group. – Примером такого продуктивного сотрудничества является партнерство крупных застройщиков и разработчиков цифровых решений. Строительные компании получат новые технологии («умные» системы, программное обеспечение для проектирования), что позволяет оптимизировать издержки и перейти на новый уровень. IT-сегмент благодаря коллаборации с девелоперами приобретет новый опыт участия в масштабных проектах. Показателен пример нашего сотрудничества с компанией «Юникорн»: мы перешли к полноценной цифровой экосистеме, которую реализуем в наших проектах, в том числе в ЖК Hide, Symphony 34, Mod. И, разумеется, обе стороны решают важные социальные задачи: сохраняют существующие и создают новые рабочие места, обеспечивают рост экономики».
Системный подход
Крупные девелоперы часто объединяют все свои цифровые сервисы. Например, ГК «А101» в своих комплексах формирует полноценную цифровую экосистему, базирующуюся на отечественных программных разработках и инфраструктуре. Партнерами компании выступают лидеры сегмента – «Юникорн» и «Домиленд».
Кроме того, в ГК «А101» разработан стандарт единой цифровой среды для жилых районов девелопера. Он учитывает весь спектр цифровых сервисов, в том числе для жилья разных классов, и требования для их реализации. Они призваны повысить комфорт и безопасность жителей, сократить расходы на ЖКХ, а также помочь управляющей компании автоматизировать управление инженерными системами зданий.
Интересен и другой кейс. Соучаствующим проектированием концепций застройки или благоустройства в наши дни никого не удивишь. Кто лучше жителей квартала или покупателей недвижимости знает, что им нужно? Успешность такой практики позволяет расширить область ее применения: например, вместе с локальным сообществом можно заняться совершенствованием мобильного приложения. Поэтому ГК «А101» совместно с компанией «Домиленд», образовательным центром «Лернити» и Кружковым движением НТИ провели хакатон для подростков. Он состоял из мастер-классов и проектной работы по четырем направлениям: «Шеринг», «Питомцы», «Открытый трек», «Спорт». Все предложения команд были проанализированы экспертным жюри, а два победителя приглашены на стажировку в «Домиленд».
«Мы накопили позитивный опыт вовлечения жителей кварталов и покупателей квартир в формирование концепций торговой инфраструктуры и благоустройства жилых комплексов, – отмечает Татьяна Файнблит, директор внедрения цифровых сервисов ГК «А101» (девелопер проектов «Прокшино», «Скандинавия», «Испанские кварталы» и «Белые ночи»). – Уверена, что в ближайшие годы соучаствующее проектирование будет активно применяться при создании цифрового наполнения жилых комплексов, и основную роль в этом сыграют те, кому сейчас 13-19 лет. Они готовы предложить новые нестандартные решения, которые вполне могут быть реализованы нашими партнерами - IT-компаниями. И мы убедились в этом на нашем хакатоне, победители которого получили возможность воплотить свои проекты вместе с лидерами цифровой трансформации».
Быстрый запуск
Одним из драйверов инновационной экономики выступают стартапы. Это важно в том числе для девелопмента и жилищного строительства, отличающихся высокой технологичностью. Кроме того, из-за геополитических сложностей ряд участников рынка потеряли доступ к европейским и азиатским программам и гаджетам, которым требуется найти альтернативу.
Сотрудничество крупного бизнеса со стартапами взаимовыгодно. Компании в этом случае получают доступ к инновационным решениям, которые позволяют перейти на новый технологический уровень, получить конкурентные преимущества и повысить качество конечного продукта. В свою очередь, для стартапов такое партнерство ценно ресурсной поддержкой от крупнейших игроков рынка, а также возможностью проверить на практике свои идеи.
Важно, чтобы бизнес и стартапы могли «найти» друг друга. Одной из площадок такого взаимодействия являются различные акселераторы, реализуемые крупными венчурными фондами и институтами развития. Пример такого проекта – акселератор технологических стартапов от лидеров в строительстве и девелопменте Build Up, организованный главным инновационным центром нашей страны – «Сколково». Его цель – поиск новаторских и импортозамещающих технологий по четырем направлениям: проектирование и строительство (в том числе BIM), эксплуатация недвижимости, продажи, ESG. Оценивать качество представленных продуктов будут представители отраслевых департаментов и агентств Москвы, девелоперского и экспертного сообщества. В их число вошла и компания «СМУ-6 Инвестиции».
«Участие в акселераторе стартапов Build Up для нас – возможность ознакомиться с последними достижениями российских инновационных компаний, не уступающими по технологическому уровню иностранным аналогам, – комментирует Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции» (девелопер ЖК «Любовь и голуби» и Clementine). – С некоторыми из них мы уже установили рабочие контакты, изучаем разработки и определяем направления перспективного сотрудничества. Такие платформы – хороший шанс найти новые цифровые решения и нестандартные подходы к ведению бизнеса, что позволит повысить его эффективность и получить конкурентные преимущества».
«Для девелоперов цифровое импортозамещение не менее важно, чем поиск альтернативных поставщиков строительных материалов, инженерного и сантехнического оборудования, – подводит итог Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум». – Этим и объясняется интерес застройщиков к реализации совместных с digital-компаниями проектов на стыке нескольких отраслей – девелопмента, цифровизации, управления многоквартирными домами. Уже сейчас на рынке представлены российские разработки, которые не уступают зарубежным аналогам».
Источник: Метриум
Другие материалы
Рейтинг самых доступных квартир в центре Москвы
Жить в центре Москвы – мечта, которую год от года воплотить всё дороже. По подсчетам аналитиков «Метриум», средняя стоимость квадратного метра в квартирах в ЦАО за прошедшие 12 месяцев выросла на 52%.
На первичном рынке жилья в Москве впервые появились студии в подвалах и на антресолях
В Москве впервые начали продавать жилье в подвалах и в цокольных этажах.
Новостройки рядом с топовыми школами Москвы на 57% дороже рынка
Поселиться рядом с лучшими московскими школами дорого: средняя стоимость новостроек, которые находятся поблизости от десяти топовых школ столицы, составляет 715 тыс. рублей за квадратный метр.
Итоги августа на рынке новостроек массового сегмента Москвы
Аналитики компании «Метриум» подвели итоги августа на московском рынке новостроек массового сегмента. Объем предложения увеличился на 0,4%.
Что такое «умный город» и как он повлияет на рынок недвижимости
В России усиливается цифровизация городских экосистем. По данным Минстроя РФ, индекс IQ российских городов – обобщенный показатель уровня развития цифровых технологий в городах – в 2021 году вырос на 16%.
Обсуждение
0