Сегодня человек становится свидетелем изменений в подходе к развитию столичного региона. Непрерывные новости о наращивании объемов строительства сменились заявлениями о необходимости создания комфортной городской среды, о том, что Москва из «города для работы» должна стать «городом для жизни», для людей, вернее для каждого конкретного жителя. В этих целях в городе принят ряд соответствующих программ, развернута масштабная работа по благоустройству и перестройке парков, уличных пространств, созданию пешеходных зон, переориентации городской среды для велосипедистов, молодых семей, детского отдыха. Основные мероприятия по благоустройству сосредоточены в настоящее время в центральной части города и столичных парках, а одним из главных источников финансирования является городской бюджет.
Безусловно, данное направление развития городской среды не может не вызывать одобрительной оценки, однако стоит отметить, что повседневная жизнь для большинства людей начинается далеко не с парка или центральных улиц города, а со двора собственного дома, но здесь все не так радужно даже в перспективе.
Далеко не каждый жилой комплекс Москвы и тем более Подмосковья имеет в шаговой доступности парк или сквер, но это не отменяет потребность в прогулочных зонах и местах отдыха. Сегодня создание инфраструктуры лежит на плечах застройщика. Именно от его отношения и подхода к работе зависит, станет ли проект действительно жилым и домашним, где жители будут проводить основное свободное время. В противном случае, будет построен очередной «спальный» район, в котором по сути можно лишь переночевать и занять ребенка дошкольного возраста на единственной детской площадке.
Сегодня между Москвой и областью сформировалось некое условное, но реально существующее разделение: в Москве среди новостроек преобладает жилье бизнес-класса и элитного сегмента, а область – это территория новостроек эконом- и комфорт-класса. По статистике более 50% молодых семей первую собственную квартиру выбирает либо в эконом-, либо в комфорт-классе. Анализ предложения новостроек данных сегментов показывает, что практически в каждом проекте обязательно говорится о благоустроенной территории, но на практике в эти слова вкладывается довольно размытый смысл.
Как правило, набор «благоустройства» основной части новостроек массового сегмента сводится к уже упоминавшейся детской площадке и нескольким скамейкам по периметру для мам и бабушек, в отдельных проектах есть спортивные площадки. Само по себе наличие зон для игр и отдыха важно, и при выборе будущего места жительства покупатели ставят такому жилому комплексу дополнительный плюс, но если задуматься, что детская площадка рассчитана на семнадцати- или двадцатипятиэтажный дом, в котором минимум пять подъездов, преимущества подобного «благоустройства» становятся достаточно условными. А в том случае, когда новостройка находится на обособленной территории в области, пусть даже в нескольких километрах от МКАД, досуг семей с маленькими детьми становится довольно ограниченным и однообразным.
Не смотря на четкое обозначение проблемы, жилых комплексов с грамотно организованными общественными территориями на рынке не так уж и много. Да, если комплекс попадает под разряд микрорайона, застройщик обязан построить детские сады и школы, но дворы домов, придомовое пространство обустраиваются во многих случаях шаблонно – «детская площадка-зона отдыха».
Список проектов с нестандартным подходом к облагораживанию внутренних зон заслуженно возглавляет жилой комплекс «Марфино» компании «Ведис», расположенный в одноименном районе Москвы. Комплекс представляет собой типичный эконом-класс, проданный еще несколько лет назад, но то, как уже тогда в нем были обыграны зоны отдыха, ставит его в ранг первопроходцев, предложивших покупателю действительно интересный подход к благоустройству. Современные и по сегодняшним меркам детские площадки, спортивные зоны, места для прогулок были объединены в общее пространство дорожками для велосипедов и роликов. На тот момент это было нестандартно, ново и абсолютно не вписывалось в рамки жилья эконом-класса. Покупатель увидел, как может быть и понял, что эконом-класс не обязательно должен быть скучным «спальным» районом.
Тенденция сегодняшнего дня – увеличение доли новых проектов комфорт-класса, который уже по определению должен дать покупателю гораздо больше преимуществ, чем эконом-класс. На практике это приводит к расширению линейки выбора, появлению проектов, где комфорт перестает быть просто дежурным словом и воплощается в конкретных элементах благоустройства. Так, например, в жилом комплексе «Суханово Парк» в 5-ти километрах от МКАД на юге области будут проложены пешеходные бульвары с фонтанами, построены ротонды, пляж на берегу Сухановского пруда, для активного отдыха здесь запроектированы велосипедные дорожки, спортивные площадки и восемь детских площадок, детское кафе и даже собственная детская железная дорога. Проект расположен в окружении леса и элементы благоустройства, за исключением детской инфраструктуры, как бы обрамляют жилую зону по периметру.
В жилом комплексе от ФСК «Лидер» «Западное Кунцево», строящемся в 2-х километрах от МКАД на западе области, благоустроенная территория – основа комплекса. На девятнадцать домов здесь приходится тридцать четыре площадки для отдыха. Центральный бульвар полностью отдан под рекреационную инфраструктуру: зонирование выполнено таким образом, что развивающие площадки для малышей переходят в зоны для подростков с уличными спортивными тренажерами, теннисными кортами, футбольными и волейбольными площадками. Территория комплекса связана прогулочными тротуарами и велосипедными дорожками. Для машин в «Западном Кунцево» строится отдельный подземный паркинг, въезды и выезды которого расположены на удалении от зон отдыха. Поскольку оба комплекса малоэтажные, нагрузка на всю заявленную инфраструктуру в обоих случаях будет гораздо меньше, чем в высотном микрорайоне и позволит избежать эффекта очереди и толпы. Также на территории самого жилого комплекса будут построены школа, детсад с бассейном и поликлиника.
Еще одним примером комплексного подхода к благоустройству территории можно считать проекты компании Urban Group, которые разработали специальную концепцию для своих жилых комплексов – «города для жизни». Помимо инфраструктурного наполнения, включающего магазины, аптеки, химчистки и так далее, особое внимание уделяется архитектурному единству. К примеру, внутри проекта «Город набережных» будут проложены искусственные каналы с прогулочными набережными-променадами. При этом каждая набережная будет иметь собственное лицо.
В современных реалиях закрытость жилого микрорайона представляет собой очевидный плюс. Однако важно, чтобы внутри такого «города в городе» было создано все необходимое для комфорта будущих жильцов. В рамках проекта «Изумрудные Холмы», к примеру, на общей территории строятся 5 средних школ, 7 детских садов, крупный спортивно развлекательный комплекс с бассейном и водным парком, школа искусств, множество детских игровых площадок, медицинский центр, магазины, паркинги. Одним из особенностей проекта является и тот факт, что застройщик берет на себя обязательства по созданию, в том числе надземных переходов через Волоколамское шоссе.
Некоторые застройщики не просто строят жилье и «уходят». К примеру, в проекте «Строгинский», включающем целый ряд жилых комплексов, выдержан принцип «миниполиса», когда особое место в развитии и жизни жилого комплекса уделяется коммуникациям между жильцами. Такой подход подразумевает создание насыщенной социальной инфраструктуры – детских центров, спортивных клубов, клубов по интересам. В итоге усилия застройщика по созданию инфраструктуры приводят к тому, что двор превращается в комфортную площадку для общения.
Выбирая между проектами с действительно обустроенной территорией и жилым комплексом с типичным набором инфраструктуры, обязательно найдутся покупатели, которые выберут последний, аргументируя это более низкой ценой. Встречаются даже такие мнения, что современные детские и спортивные площадки жителям выгоднее установить самостоятельно, что называется «вскладчину», и это обойдется им дешевле, чем в изначально укомплектованном комплексе, где придется переплачивать застройщику. Однако опыт создания проектов комплексного освоения территории показывает, что для этого требуются серьезные финансовые и временные затраты, поиск подрядчиков, контроль за процессом.
Стоит напомнить, что покупатели в итоге получают профессионально благоустроенную территорию, отвечающую всем нормам безопасности, где дети максимально защищены от некачественных материалов, несоответствующих экологическим нормам, от недобросовестного монтажа и ухода в банальность. Судя по интересу, который покупатели проявляют к подобным проектам, комплексное благоустройство территории уже не исключение из правил, а тенденция, продиктованная рынком.
Как мы видим, сегодня застройщики расширяют свое присутствие в отдельно взятых жилых комплексах с помощью создания развлекательной и социальной инфраструктуры. За последние несколько лет появился целый ряд девелоперов, которые строят не просто жилые «коробки», а создают благоприятную среду обитания. И, как следствие, в профессиональной среде появляются различные конкурсы и премии, которые отмечают заслуги девелоперов, стремящихся создать особые условия для жизни людей.
Так, например, осенью одна из крупнейших
премий рынка жилой недвижимости Urban Awards назовет победителей в номинациях
«Лучшая концепция благоустройства и инфраструктуры» и
«Лучший пригород». Прием заявок на Премию уже открыт. К участию в премии допускаются новостройки с уже реализованной концепцией инфраструктуры и благоустройства. В прошлом году победителем
Премии Urban Awards в номинации
«Лучшая концепция благоустройства и инфраструктуры» стал ЖК «Олимпийская деревня Новогорск». Что же касается номинации
«Лучший пригород», которая была введена в этом году, то здесь рассматриваются объекты, находящиеся на различных стадиях строительства.
Подать заявку на участие Премии Urban Awards 2013
Обсуждение
0