В этом году внесены изменения в порядок постановки жилья на кадастровый учет и регистрации прав на недвижимость. В том, что нужно знать собственнику квартиры, чтобы «пройти весь квест» с наименьшими потерями, разбиралась корреспондент БН.
С 1 января 2013 года изменился порядок государственной регистрации введенных в эксплуатацию объектов, в том числе – многоквартирных домов. Обновленная процедура вплоть до октября выглядела следующим образом. Сначала застройщик заказывал у органа, занимающегося технической инвентаризацией, или у кадастрового инженера, технический план дома. Затем ставил объект на кадастровый учет. После присвоения дому кадастрового номера наступал второй этап: необходимо было заказать отдельные технические планы для каждого жилого и нежилого помещения в здании и тоже поставить их на кадастровый учет. Лишь после этого покупатели квартир получали возможность зарегистрировать права собственности на приобретенное жилье в Росреестре.
Открытым оставался вопрос о том, кто именно должен брать на себя хлопоты по оформлению кадастровых паспортов для каждой квартиры – строительная компания или дольщики?
С октября – все просто
Ответ, причем вполне однозначный, был дан в ФЗ-250, вступившим в действие с 1 октября 2013 года. Основная новация для застройщиков заключается в том, что теперь многоквартирный дом может быть поставлен на кадастровый учет только одновременно со всеми помещениями, расположенными в нем, – как жилыми, так и общего пользования. Это значит, что квартиры во всех новостройках, поставленных на учет в государственном кадастре недвижимости после начала октября, автоматически оказываются учтенными и получают кадастровые паспорта.
У дольщиков домов из этой категории не будет никаких проблем с оформлением права собственности (по крайней мере, их не должно быть, если госорганы будут строго придерживаться буквы закона). Им даже нет необходимости заказывать кадастровый паспорт квартиры – ведомства сделают это сами. Росреестр самостоятельно запросит Кадастровую палату и через несколько дней получит документ в электронном виде.
Таким образом, от собственника требуется минимум усилий. Он будет должен собрать небольшой пакет документов: квитанцию об оплате госпошлины в размере 1 тыс. руб., акт приема-передачи квартиры, договор долевого участия. Перечисленные оригиналы вместе с приложенными к ним копиями следует отнести в отделение территориального управления Росреестра или в многофункциональный центр (МФЦ). После чего стоит запастись терпением. В соответствии с тем же ФЗ-250, свидетельство о регистрации прав собственности на недвижимость должно быть оформлено максимум за 18 календарных дней (до октября на эту процедуру отводилось 20 рабочих дней). Если документы сдаются в МФЦ, то процесс удлиняется на 4 дня. На практике государственный регистратор в большинстве районов Петербурга и в активно застраивающихся районах Ленобласти в отведенный срок не укладывается. По словам участников рынка недвижимости, ожидание свидетельства о регистрации права собственности может затянуться месяца на полтора.
Наследие девяти месяцев
С начала января по конец сентября этого года рынок пережил своеобразный переходной период: постановка квартир на кадастровый учет была отдана на усмотрение застройщиков. Многие строительные компании экономили деньги: заказывали кадастровому инженеру обмеры, технический план здания, получали кадастровый номер объекта и считали свои обязательства перед покупателями выполненными. По данным ФГБУ «ФКП Росреестра», с начала года на кадастровый учет в Санкт-Петербурге было поставлено 44 дома, но кадастровые паспорта отдельных помещений оформлены только в половине из них.
Покупателям квартир в домах, застройщики которых «не проявили сознательность», предстоит довольно долгий путь. Им придется самостоятельно заказывать техплан квартиры у кадастрового инженера или в аккредитованных органах технической инвентаризации, которые имеют право оказывать данную услугу до конца 2014 года. Технический план квартиры – это основной документ, необходимый для постановки ее на кадастровый учет. В нем зафиксированы необходимые для однозначной идентификации уникальные характеристики объекта, в том числе координаты, однозначно и точно определяющие местоположение объекта. Документ состоит из двух частей. Первая – это информация о строении, вторая – о земельном участке, на котором оно расположено. Как утверждают участники рынка, стоимость изготовления техпаспорта квартиры колеблется в пределах 5-15 тыс. руб., а сроки исполнения – от 10 до 30 дней.
Следующий шаг – постановка квартиры на кадастровый учет. Для этого необходимо обратиться в территориальный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением, к которому следует приложить технический план недвижимости. Услуга эта бесплатная, госпошлина за нее не взимается, срок исполнения – не более чем 18 календарных дней. Кадастровая палата не так завалена заявлениями, как Росреестр, и потому есть надежда, что специалисты справятся в срок.
В дальнейший алгоритм действия ничем не отличается от порядка регистрации права собственности на квартиры в домах, описанного в первой части – пакет документов, Росреестр и терпеливое ожидание.
Обойдемся без Фемиды
ФЗ-250 содержит еще одно важное для дольщиков нововведение. Согласно тексту закона, теперь жилые помещения в многоквартирных домах могут быть поставлены на кадастровый учет до постановки на учет самого здания. То есть, по сути, собственники получили возможность зарегистрировать свои квартиры в новостройках до регистрации всей постройки, так как кадастровый паспорт на квартиру является одним из необходимых документов для регистрации права собственности.
Это важно в тех случаях, когда дольщики годами ждут оформления прав собственности на купленное жилье, потому что застройщик не может получить разрешение на ввод завершенного объекта в эксплуатацию и осуществить регистрацию объекта. Основные причины отказа Госстройнадзора – невыполнение строительной компанией инвестиционных условий по созданию инженерных коммуникаций и подключению дома к сетям. Или отклонения от проектно-строительной и разрешительной документации, например возведение дома большей площади. Или неточности и ошибки, вкравшиеся в поданные документы. Или даже банальные разногласия строителей с местной администрацией.
Ранее покупатели домов в проблемных новостройках для признания права собственности были вынуждены обращаться в суд. Теперь законодатели дали возможность обойтись без Фемиды. Правда, как эта поправка будет работать на практике, в Кадастровой палате Санкт-Петербурга объяснить пока не могут – порядок еще не «обкатан».
Проверь себя
Нововведения в порядке госрегистрации затронули не только дольщиков строящихся объектов, но и владельцев квартир в давно построенных домах. Прежде чем распорядиться недвижимостью (продать, подарить, отдать в залог), собственнику необходимо проверить, учтен ли его объект в Государственном кадастре недвижимости. Сделать это можно, обратившись к сервису «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (www.rosreestr.ru). Если сведения об объекте в кадастре найдены, то заказывать кадастровый паспорт для регистрации операции с недвижимостью не надо. Как уже говорилось, это сделает Росреестр, регистрируя переход права собственности.
Если данные отсутствуют, то правообладатель должен позаботиться о том, чтобы они там появились. Путь описан выше: обращение к кадастровому инженеру, заказ техплана, подача сведений в кадастровую палату.
Есть третий вариант – сведения имеются, но они не точны и расходятся с документом, который есть у собственника на руках. У владельца квартиры должен быть технический паспорт или его аналоги (паспорт на квартиру, план вторичного объекта недвижимости), если последняя сделка по объекту была совершена до марта 2008 года (после этого срока начали оформлять кадастровые паспорта). Но и они могут иметь разночтения с данными кадастра. Как пояснили в Кадастровой палате Санкт-Петербурга, даже минимальное, на 0,2 кв. м, несовпадение площади квартиры в бумажном и виртуальном варианте документа становятся основанием для отказа в регистрации сделки.
Поэтому, прежде чем продавать квартиру, надо привести в порядок ее паспорт. Для этого следует обратиться в орган технической инвентаризации, который когда-то выдал техпаспорт или аналогичный ему документ (БТИ, ПИБ и т. д.). Собственник недвижимости пишет заявление с просьбой устранить неточность, ведомства связываются между собой, вносят поправки и через 30 дней высылают ответ. После чего владелец квартиры волен распоряжаться объектом по своему усмотрению.
Автор: Елена Денисенко. Рисунок: Владимир Щербаков
Обсуждение
0