«Новейшая» история рынка загородной недвижимости насчитывает более 20 лет. Советское наследие состояло практически из двух сегментов – дачные товарищества да ведомственные хозяйства, то есть загородный рынок отстраивался практически с нуля. В девяностые годы он сразу задал высокую планку – коттеджи стоимостью в миллионы долларов могли позволить себе исключительно богатые люди.
Затем начался процесс демократизации, который усилился после кризисов 2008-2009 гг. Появилось больше недорогих разновидностей загородного жилья – таунхаусы, дуплексы, квартиры в малоэтажных комплексах. Таунхаус, сочетающий в себе признаки городской и загородной недвижимости, на сегодня один из самых популярных форматов, поскольку это доступное жилье, по крайней мере, – для владельцев столичных квадратных метров. Сегодня можно, продав среднестатистическую городскую квартиру в Москве, купить таунхаус за 8-10-12 млн рублей. И выиграть по площади, планировке, получить свой кусочек земли, а также место для машины.
Знают ли об этой возможности рядовые горожане, знаком ли им в принципе термин «таунхаус» и как они себе представляют такое жилье, недавно выяснял «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» в ходе традиционного социологического исследования.
Половина опрошенных знают про «тауны», но выбирают коттеджи
Больше половины аудитории опроса – 53% – отчетливо представляют, что скрывается под иноземным словечком «таунхаус». Респонденты уверенно назвали признаки, отличающие таунхаусы как от городских квартир, так и от индивидуального загородного дома. Соседи есть, но не в таком большом количестве, как в многоэтажках, – это отметило большинство «знатоков». Таунхаусы под одной крышей совмещают дом на несколько хозяев, у каждого жильца – свой подъезд. Горожане не обошли вниманием тот факт, что таунхаусы централизованно обслуживаются. Одновременно они похожи на загородные дома. Граждане в курсе, что владельцы подобных объектов недвижимости становятся обладателями земельного участка. Словом, оказалось, что многие признаки можно причислить к явным преимуществам «таунов».
Однако следующий вопрос (заданный именно этой, хорошо разбирающейся в таунхаусах части аудитории – 53%), о предпочтениях при выборе между квартирой, таунхаусом или загородным домом обнаружил убедительную победу индивидуального дома: его бы выбрала половина участников данной группы. Пятая часть осталась бы в городской квартире, четверть аудитории не вынесла мук выбора и затруднилась с ответом. И только 7,5% группы (то есть около 4% от общего числа опрошенных москвичей) перебрались бы в таунхаус, будь у них такая возможность.
Напоследок всех участвовавших в опросе граждан попросили порассуждать о прелестях загородной жизни. О них наслышаны практически все – назвали благополучную экологию, особенно подчеркнув при этом чистоту воздуха. Также оценили размеренность и покой, безопасность проживания. Но говоря о достоинствах, люди не могли не сказать и о недостатках: удаленности загородного жилья от города и, соответственно, места работы, неважно развитой социальной инфраструктуре. Также сомнения некоторым респондентам внушает качество инженерных коммуникаций.
Полученные результаты могут внушить оптимизм застройщикам и продавцам, поскольку видно – народ в загородной жизни разбирается неплохо (значит, интересуется!), о таунхаусах весьма наслышан (все-таки 53% – это хороший показатель). Понятно и то, что люди в теории предпочли «переехать» в свой дом, а не в таунхаус: конечно, индивидуальное жилище, да еще на природе лучше, чем «коллективное». Тут, собственно и спорить не о чем. Но когда дело доходит до практики, и становится ясно, что до загородного дома вы не дотягиваете материально, а таунхаус вам вполне по карману, то компромисс практически неизбежен, иначе рынок «таунов» не развивался бы так активно, как в последние годы.
Эксперты: у таунхаусов большой потенциал
Опрошенные журналом www.metrinfo.ru эксперты согласились с тем, что сам формат таунхаусов стал более демократичным. А ведь еще до 2008 года, по замечанию Натальи Картавцевой, заместителя генерального директора ОАО «ОПИН», таунхаусы относились к «так называемому «нишевому» формату жилья – класса бизнес+ и выше». Сегодня очевидно, что рассматриваемый сегмент загородного рынка будет развиваться за счет новых покупателей, у него большой потенциал, он становится доступнее и по цене. Согласно данным «ИРН-Консалтинг», представленным в статье «Таунхаусы Москвы и Подмосковья осенью 2014 г.: средние цены снижаются», предложение увеличивается наряду с некоторым снижением средней стоимости квартир-секций. Осенью 2014 года в Московском регионе предлагалось на продажу 168 поселков с таунхаусами и дуплексами (год назад – 142), купить квартиру-секцию сейчас можно в среднем за 10,17 млн руб., а год назад – за 10,38 млн руб.
В ходе онлайн-конференции «Загородный рынок в условиях санкций, стагнации и кризиса: за какой недвижимостью будущее?», организованной порталом www.irn.ru , Константином Злобиным, директором по развитию ГК «Астерра» и Татьяной Калюжновой, руководителем компании «ИРН-Консалтинг», были озвучены основные тенденции текущей ситуации. Прежде всего, выросли требования покупателей к объекту своих финансовых вложений. Поскольку все чаще загородный дом – это первое жилье, то основные требования следующие: хорошая транспортная доступность, расположение недалеко от Москвы, развитая инфраструктура в самом поселке или близость к городским инфраструктурным объектам. (См. «Загородная недвижимость становится все более бюджетной».)
Далее, из-за общей демократизации рынка на нем появляются все более бюджетные предложения, что ведет к снижению площадей строящихся коттеджей и повышению популярности таких форматов, как таунхаусы и дуплексы.
Эти данные подтверждаются цифрами, озвученными Натальей Картавцевой: «…В структуре новых проектов загородного рынка жилья таунхаусы занимают 56%». Эксперт видит тенденцию смещения спроса «в более бюджетную сферу за счет оптимизации застройщиками площадей в проектах», что, к слову, ведет к расширению целевой аудитории данного формата жилья. А Сергей Цывин, руководитель офиса «Проспект Вернадского» департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость», и вовсе называет таунхаусы самым востребованным видом загородного жилья. Даже когда на рынке происходят сезонные колебания, сопровождающиеся неизбежным спадом спроса, «аудитория покупателей таунхаусов остается».
Востребованным этот формат делают ровно те преимущества, которые упоминал народ в опросе и которые подтверждают профессионалы. Например, Илья Менжунов, директор департаментаэлитной недвижимости компании «Метриум Групп», назвал в качестве преимуществ и небольшой земельный участок, и тот факт, что таунхаусы «все-таки на 20-30% просторнее, чем квартиры в новостройках по аналогичной цене», и «низкую плотность населения в загородных поселках», и парковочные места в достаточном количестве, и снижение риска конфликтов с малочисленными соседями, и приближенность к природе. Директор по маркетингу и продажам группы компаний «Экодолье» Татьяна Копыстыринская обратила внимание также на возможность сэкономить на коммунальных платежах за счет автономного отопления (которое можно либо уменьшить, либо вообще – выключить) и на безопасность проживания в организованном поселке. Но одна из главных особенностей, выделенных экспертом, заключается в том, что благодаря скоростным темпам строительства таунхаусов их будущие владельцы могут гораздо быстрее отметить новоселье, чем если бы они ждали готовности многоэтажной новостройки. В случае с первым жильем это – фактор не последний. А «в условиях нестабильной экономической ситуации» тем более.
Привлекательности сегменту, по мнению Сергея Цывина, добавляет и то, что меняются принципы строительства: «приобретая такое жилье в качестве основного, человек получает комфортную среду. К его покупке автоматически присовокупляется инфраструктура поселка». Сегодня можно найти предложения с детским садом, школой, аптеками, магазинами, как вариант – поселки, построенные рядом с развитыми подмосковными городами. Поэтому таунхаусы расширяют целевую аудиторию за счет молодых семей. Также интересен формат для пенсионеров, перебирающихся на житье на лоно природы, подальше от промзон и чадящих автомобилей. Ведь обычная дача даже в экологически чистом районе не избавит пожилых москвичей от вопросов уборки снега, вывоза мусора и тому подобных трудоемких процессов.
Таунхаус дому не помеха
Таким образом, можно свидетельствовать о качественных изменениях рынка таунхаусов, его дальнейшей демократизации и расширении целевой аудитории. Таунхаус действительно позволяет решить квартирный вопрос среднему классу, отвечая его представлениям о комфорте и безопасности проживания. Что же касается людей, принимавших участие в опросе, то их информированность можно только приветствовать, и «непопулярность» таунхаусов у аудитории пугать тоже не должна. Людям хочется свой дом без соседей, это естественно. Но на деле приобретение таунхауса всегда приближает мечту о загородном коттедже, ведь не зря его считают «переходным» видом жилья. Переходным – к собственному дому.
Полностью отчет о проведенном исследовании читайте в статье «Народное мнение: половина городских жителей разбираются в таунхаусах».
Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного порепрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.
Обсуждение
0