Проблема так называемых валютных ипотек будоражит общество с конца 2014 года. В условиях прошлогодней лихорадки курсов "валютные ипотечники" оказались не в самой приятной ситуации. При этом действующее законодательство в случае просрочек платежей по ипотеке позволяет банкам обращать взыскание на заложенное имущество и выселять людей из ранее принадлежавшего им жилья.
Для решения этой проблемы 29 декабря 2014 года инициативная группа депутатов Госдумы подготовила законопроект N 690181-6. В пояснительной записке к нему было указано, что сейчас "банки пытаются переложить валютные риски на плечи заемщиков, чем фактически загоняют их в угол, провоцируя возникновение социальной напряженности среди считающих себя обманутыми "валютных" заемщиков". В документе предлагалось законодательно конкретизировать валюту, в которой может быть выражено обязательство по обеспечению ипотеки, отдавая приоритет национальной валюте и максимально ограничивая возможность выдачи ипотечных кредитов в валюте иных государств. Кроме того, предлагалось законодательно зафиксировать размер выплачиваемых кредитору процентов по ипотечным кредитам с момента подписания договора об ипотеке, сделав ее неизменным на весь период действия договора.
Та же инициативная группа 21 января 2015 года внесла законопроект N 704873-6, предусматривающий государственный выкуп предмета ипотеки. Как отмечают авторы документа, законопроект разработан для поддержки граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Помочь им планируется за счет механизма реструктуризации долговых обязательств. Заодно это простимулирует рынок ипотеки в РФ и очистит кредитную сферу от займов, безнадежных к погашению.
Во втором законопроекте предлагается закрепить право государственных и муниципальных исполнительных органов власти в определенных случаях выкупать жилые помещения, являющиеся предметом залога (ипотеки) по ипотечным кредитам с согласия банка-залогодержателя. Основанием для принятия решения о выкупе таких помещений является заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Под "трудной жизненной ситуацией" в проекте понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно".
Под "трудной жизненной ситуацией" в проекте понимается инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица и т.д.
Процедура выкупа, например, квартиры выглядит следующим образом: сначала гражданин подает заявление о выкупе принадлежащего ему имущества, которое рассматривается уполномоченным органом в течение 30 дней. В случае принятия положительного решения привлекается независимый оценщик и определяется рыночная стоимость жилого помещения, которая должна учитывать в том числе размер банковских процентов по ипотеке. При этом расходы на оплату услуг эксперта несет государство. После проведения оценки с собственником заключается договор купли-продажи квартиры по определенной оценщиком стоимости жилья.
В случае если задолженность гражданина перед банком по ипотечному кредитному договору ниже определенной оценщиком цены, то эту разницу уполномоченный орган перечисляет на счет должника. Если же сумма долга выше указанной в отчете суммы, то она компенсируется за счет государства.
После определения цены недвижимости и подписания договора купли-продажи имущество переходит в собственность государства, а бывший владелец в данном случае не оказывается на улице. Он может продолжать проживать в данном жилом помещении на правах социального найма. Кроме того, за бывшим собственником остается приоритетное право выкупа жилого помещения.
Законопроект имеет ярко выраженный социальный окрас и в первую очередь направлен на защиту интересов населения. При этом инициатива придется по душе и многочисленным кредитным учреждениям. Однако реализация изложенных в документе идей трудноосуществима.
Во-первых, приведенное в проекте определение "трудной жизненной ситуации" является размытым и не позволяет конкретно определить, в каких случаях гражданину следует оказывать помощь, а в каких - нет. Кроме того, подобные туманные формулировки не только не приведут к желаемому результату, но и спровоцируют конфликты между гражданами и чиновниками, которые в конечном счете придется решать в суде. Во-вторых, большинство муниципальных образований за неимением собственных денежных средств (в законопроекте ничего не говорится о государственном финансировании или хотя бы софинансировании) не смогут выкупать заложенное имущество.
Между тем предложенная депутатами инициатива является крайне интересной и способна облегчить и улучшить жизнь большому количеству наших сограждан. Однако сейчас законопроект представляет собой лишь концепцию развития ипотечного законодательства, но никак не самостоятельный закон. Вместе с тем при совместной работе профильных комитетов Госдумы, органов исполнительной власти и общественности проект будет доработан и в конечном итоге сможет достичь поставленных перед ним целей.
29 января в Госдуму был внесен еще один законопроект N 710338-6, затрагивающий тему валютной ипотеки. В нем депутаты предлагают ввести мораторий на обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество, приобретенное с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации, полученных в иностранной валюте. Этот запрет должен действовать до 1 января 2016 года. Несомненно, он также должен помочь гражданам в защите своих интересов в сложных жизненных ситуациях.
Обсуждение
0