В рамках итоговой конференции Московского Бизнес Клуба эксперты, аналитики и представители крупнейших девелоперских компаний обсудили результаты года и представили свои прогнозы на будущее — оптимистичные и не очень.
2016-й большинство спикеров оценили как позитивный, особенно если сравнивать с предыдущим: продажи выросли, конкурентный рынок стал еще более клиенториентированным, а «просто квартиры» теперь можно найти только в самом бюджетном сегменте рынка — в остальных предлагают «качество жизни» и «комплексный продукт». Председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова обозначила главные события и тенденции года – принятие новой версии 214-ФЗ, перетекание спроса из Подмосковья в Москву, общее для рынка сокращение метража квартир и массовый перевод апартаментов в жилье. Драйвером спроса стала не только ипотека с господдержкой, но также эксклюзивные программы банков и застройщиков и новое качество доступного жилья. Размер скидок достигал 15%. При этом, по мнению руководителя аналитического центра IRN Олега Репченко, цены на квартиры все равно завышены, особенно если их сравнивать со средней зарплатой потенциальных покупателей, так что коррекция неизбежна. Цифры от представителей компаний-застройщиков не подтвердили этот тезис: по мере готовности жилья цены увеличиваются как минимум на 10%.
«Вряд ли кто-то из застройщиков будут продавать ниже себестоимости. Если в Москве продукты достаточно маржинальные, в Подмосковье с учетом конкуренции с Москвой доходность падает, и у застройщика есть определенный ценовой предел. Демпинг чреват срывом сроков и снижением качества продукта, что застройщики со сложившейся репутацией себе позволить не могут», – отметил коммерческий директор
«Сити-XXI век» Виталий Разуваев. По словам эксперта, борьба за клиента продолжается как в части работы над продуктом, так и в части совершенствования бизнес-процессов – большинство девелоперских компаний развивают различные клиентские сервисы и автоматизируют систему продаж. Стремление максимально упростить процесс покупки жилья и вывести на новый уровень постпродажное обслуживание можно считать одним из трендов этого года. В частности, в «Сити-XXI век» был внедрен программный продукт на базе Microsoft Dynamics CRM, который позволил обеспечить не только комплексную автоматизацию продажи жилья – от первого обращения в компанию, но и все этапы постпродажного обслуживания, в планах компании совершенствование этих сервисов.
Что касается прогнозов на будущее, то характерным для всех участников была сдержанность. Цифры, приведенные девелоперами по итогам этого года, позволяют говорить о восстановлении спроса. Однако в 2017-м ждет работа по новым правилам 214-ФЗ и завершение программы субсидирования ипотеки. Подмосковным застройщикам в новых проектах также придется учитывать поправки в региональные нормативы, касающиеся закрепления определенной доли нежилых помещений на первых этажах, под социальные и коммерческие объекты. Поэтому дальнейшее укрупнение рынка, которое некоторые эксперты считают скорее санацией, неизбежно. В целом же большинство участников были солидарны со словами Олега Репченко: «Выживут те компании, которые будут адекватно оценивать реальность».
Обсуждение
0