Онлайн-продажи на рынке жилой недвижимости обсуждались на экспертной панели «Жилая недвижимость: покупка в онлайн-формате» Международного инвестиционного форума по недвижимости PROESTATE.Live.
Эксперты заострили внимание на практических вопросах: сколько стоит переход на онлайн-сделки и какова отдача, регистрации сделок без МФЦ, ипотеке онлайн, способах удаленного просмотра недвижимости, какие инструменты лучше работают, сто нового принес карантин в бронировании и оплате, рисках быстрых решений.
В экспертной панели приняли участие Валентина Нагиева - генеральный директор Большой Сервер Недвижимости, исполнительный директор оргкомитета конкурса "Доверие потребителя" рынка недвижимости Спб и ЛО; Наталья Саввина - директор по продажам экосистемы недвижимости «Метр квадратный»; Александр Попов - исполнительный директор по работе с партнерами дивизона ДомКлик ПАО Сбербанк; Дмитрий Ответчиков - сооснователь digital-агентства idaproject;
Максим Жабин - заместитель генерального директора СК "ЛенРусСтрой";
Алексей Макаров - основатель и генеральный директор SmartDeal.
Для застройщиков онлайн-продажи никогда не были в приоритете из-за непривычности. Но из-за пандемии всем в авральном режиме пришлось выводить весь процесс сделки в интернет. На экспертной панели обсуждался новый опыт. Наталья Саввина рассказала о том, как более 850 застройщиков жилой недвижимости используют сервисов «Метра квадратного», прежде всего для новостроек.
Максим Жабин, представляющий компанию хедлайнер эскроу-счетов в Ленинградской области и Петербурге, привел конкретные цифры себестоимости сделок. Через Сбербанк она составляет 3,5-4 тыс. руб за одну сделку. «Буквально неделю назад мы приняли решение, что эту историю будем разрабатывать сами, так как имеем возможность выпускать цифровые подписи и имеем сотрудника, который будет ими заниматься. Нам это будет стоить 2,5 тыс. руб. за одну сделку», - сообщил Максим Жабин. Единственной сложностью он назвал необходимость присутствия человека для идентификации при выпуске электронной подписи. «Динамика продаж в режиме пандемии, конечно, в Ленобласти упала, - продолжил спикер. - Падение в мае составило около 46%, в июне – 56%. Динамика идет на регресс, и не только из-за пандемии, много нюансов. Сегодня мы нарастили продажи почти на докризисный уровень. Жду сентября с радостью».
Далеко не во всех компаниях переход был полноценным. Об этом на примере конкретного застройщика рассказал Дмитрий Ответчиков. Он сделал акцент на продукте «Панель менеджера» - инструмента, презентационного материала для удаленной демонстрации, который объединяет все сведения о недвижимости, которые раньше было принято держать разрозненными. Благодаря этому в июне 2020 года совместно с застройщиком была запущена полноценная программа онлайн-бронирования. «Важнейшим итогом проведенной работы назову то, что все внедренные инструменты остались на вооружении нашей компании. – подвел черту спикер. - Вложенные деньги работают по сей день. В июле мы получили 980 онлайн-бронирований. Опыт, внедрять все быстро был незаменимым. К концу года мы заключим сделку полноценно онлайн, без каких-либо визитов в другие организации».
Оправдаются ли инвестиции в диджитал, рассуждал Алексей Макаров. По его мнению, это зависит от размера инвестиций и готовности компании адаптировать свои инструменты под меняющийся рынок. Но стоит отметить, что во-первых, рынок можно наконец назвать сложившимся. Во-вторых, клиенты крайне неоднородны. Есть и те, кто в онлайн перевел лишь 5% сделок, но и есть и те, кто 90%. Одним из типичных примеров неэффективных инвестиций в онлайн-каналы Макаров назвал ситуацию, когда переводят лишь финальную регистрацию в Росреестре. «Сделаю акцент на три вещи, - сказал докладчик. – Первое. Те девелоперы и банки, которые инвестировали в диджитал до карантина, чувствовали и продолжают чувствоать себя спокойнее. Второе. Сколько сделок уйдет в электронику? Эксперты называют 5-7%. Мы с застройщиком на букуву А достигли 90%. И последнее, об окупаемости инвестиций. Один из наших застройщиков провел подсчеты и сообщил, что с 2019 года сэкономил 35 млн. рублей за счет повышения конверсии покупки».
Тем не менее участники экспертной панели признали, что рынок недвижимости не так просто перевести в онлайн еще и потому, что к этому не готовы многие клиенты. Многие покупают жилье всего раз в жизни и не готовы все решать удаленно. Впрочем, цифры Сбербанка говорят о росте тех, кто покупает квартиру повторно. В последние 8 лет повторно покупает жилье 16% россиян.
Обсуждение
0