В ближайшие годы власти Москвы планируют постепенно отказаться от «устаревшего» советского постулата о государственном доступном жилье для каждого. 19 мая глава департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников заявил о постепенном увеличении ставки платежей за социальный найм жилья. К 2018 году стоимость соцнайма одного квадратного метра муниципального жилья достигнет 21,1 рубля против текущих 2,64 рублей. Этим город намерен обезопасить себя от увеличения числа деприватизаций, а также постепенно подготовить жителей к пересмотру правил получения жилья «очередниками». Не исключено, что в дальнейшем претендовать на государственные квартиры смогут только граждане с подтвержденным невысоким уровнем доходов. С вопросом о том, насколько своевременна и оправдана инициатива властей, и что москвичи получат на выходе из очередных жилищных реформ, корреспондент ИА REGNUM обратился к экспертам.
Как заявили в департаменте экономической политики, Москва не собирается отказываться от своих социальных обязательств: решение об увеличении ставки не коснется льготных категорий граждан, которые продолжат платить по текущей цене. «У нас 850 тыс. льготников, для которых ставка будет 2,90 рублей за кв. м», — пояснили корреспонденту ИА REGNUM в ведомстве. Однако даже без учета льготников цифра «подпадающих» под новые ставки внушительна — 1,5 млн человек. По мнению члена комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Николая Зубрилина (КПРФ), власти города ожидают, что эти 1,5 млн приватизируют свои квартиры и окончательно перейдут на рыночные отношения с государством. «Это делается для того, чтобы принудить жителей приватизировать свои квартиры. И когда они станут собственниками, то с ними будут разговаривать языком рынка. Они вступают в коммерческие отношения с правительством города Москвы в данном случае», — заявил депутат корреспонденту ИА REGNUM.
По словам Зубрилина, решение о повышении ставки нельзя считать законным, так как муниципальное жилье не является коммерческим, и наниматели должны оплачивать лишь коммунальные услуги. «И даже эти 2, 64 рублей за 1 кв. м нужно по суду отменять. Это незаконно. Муниципальное жилье является социальным жильем и в коммерческих отношениях с этими жильцами правительство Москвы не состоит. У нас и так ЖКХ услуги дорогие. И все эти издержки поставщиков энергии оплачивают жильцы. Проживающие в муниципальных квартирах все полностью оплачивают. Все повышения отражаются на кошельке граждан. Люди недовольны. И если будет повышаться тариф, то жители будут оплачивать. Нравится это им или нет. У нас в конституции есть статья право на жилье, которая относится к социальному жилью. Здесь совершенно другие условия», — заявил он.
«Это абсолютно несправедливо! Чиновники в президиуме правительства Москвы позволяют себе очень много вольных трактовок по отношению к законам, москвичам. Сейчас у нас кризис, политических проблем много, а мы начинаем так по-хамски относиться к людям», — резюмировал Зубрилин.
О том, что повышение ставки за соцнайм вряд ли можно назвать своевременным и мудрым решением заявила и доктор политических наук, профессор кафедры местного самоуправления факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Елена Шомина. Однако процесс постепенного отказа государства от ряда социальных обязательств наблюдается уже давно, и новостью не стал, подчеркнула она. «Я отмечу, что такой процесс идет не только в Москве, но и в других регионах. Меня это не может радовать. Дело в том, что у нас очень мало муниципального жилья по всей России и в Москве. Я думаю, что за этим стоит нежелание правительства Москвы платить за капитальный ремонт принадлежавшего ему имущества. И они, таким образом, пытаются свою ношу, плату за капремонт, засунуть в эту арендную плату. И тогда это то, что идет во всех регионах. Я вчера была во Владимирской области, там абсолютно такая же ситуация. У них подняли именно плату за найм, боясь расприватизации. Но мне вот это непонятно. Что же бояться расприватизации? Муниципалитеам очень нужно арендное социальное жилье свое. Если люди расприватизируют свои квартиры, то все равно это не будет настолько массовым явлением. Ну, одинокие люди смогут захотеть, которым, условно говоря, некому передать свою квартиру. Я не верю в массовость расприватизации. Это не угроза для бюджета города. Это, на самом деле, в некотором смысле для города может даже оказаться полезной вещью», — подчеркнула эксперт.
С указанными мнениями не согласился заместитель главы комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ ОП РФ, председатель исполнительного комитета общероссийской общественной организации «Российский союз налогоплательщиков» Артем Кирьянов. По его словам, пока можно говорить лишь о «технической коррекции» ставки, так как даже новая цена не имеет ничего общего с реальной стоимостью жилья. «Объективно это должно было быть повышение не в 8 раз, а в десятки раз. Мы должны иметь объективную картину. Но, поскольку это социальное жилье, то тут только техническая коррекция, которая позволяет выровнять ситуацию по обслуживанию этого жилья муниципалитетом. Надо понимать, что на сегодняшний день мы вынуждены поставить вопрос, все ли собственники в стране осознанно сделали свой выбор. Потому что у нас около 82% жилищного фонда приватизированного находиться в собственности граждан. Но, поскольку это была бесплатная приватизация, то чувство собственности у граждан так и не появилось. В этой связи возникает целый ряд вопросов: а почему мы должны содержать жилье, вот так вот в штыки воспринимается закон о капитальном ремонте. То все звенья одной цепи. И если мы посмотрим на международный опыт, то такого количества собственников жилья, особенно в многоквартирных домах, нет нигде в развитых странах», — заявил он.
По мнению Кирьянова, в Москве необходимо создать достойный рынок муниципального жилья, по ценам ниже, чем сейчас выставляют частные наниматели. И повышение ставки этой идее никак не противоречит.
О сбалансированном подходе к интересам граждан также заявил член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Олег Сорока («Единая Россия»). По мнению депутата, изменения в секторе недвижимости города закономерны и неотвратимы, так как существующая модель найма устарела и экономически, и социально. «Другое дело, что происходить они будут постепенно и плавно, в течение трех лет. Еще один важный момент — это особое внимание к льготникам и малоимущим категориям москвичей, для которых будет сделано исключение. Мне кажется, что такой адресный и гибкий подход позволит сбалансировать интересы города и нанимателей», — заявил Сорока.
Напомним, что сейчас на содержание муниципального жилищного фонда город тратит порядка 18 млрд рублей в год. После увеличения платы за жилье в правительстве надеются экономить до 6 млрд рублей в год.
Обсуждение
0