Половина строящегося в Петербурге и области жилья приходится на проекты комплексного освоения территорий.
Понятие комплексного освоения территорий (КОТ) существует на рынке уже лет десять, но с точки зрения законодательства его не существует. А, следовательно, нет и градостроительного нормирования количества социальных, торговых и транспортных объектов на проект. Поэтому, считают эксперты, вскоре эти проекты "начнут наступать на пятки друг другу".
Чиновники признают: в городском бюджете денег на обеспечение проектов КОТ инфраструктурой нет. Смольный уже предложил девелоперам самим решать инфраструктурные проблемы. А это значит, что квадратный метр в проектах КОТ может подорожать в среднем на 12 тыс. руб. Рост цены негативно скажется на спросе, так как для покупателя квартиры в домах проекта КОТ мотивирующим фактором является именно низкая цена.
Однако это только одна сторона медали. Как быть, если объект уже построен? Возмущенные жители поселка Шушары, расположенного в Пушкинском районе, уже не раз пытались привлечь внимание к проблеме отсутствия социальной инфраструктуры. В поселке с 20 тыс. населения действует всего одна школа, при этом нет детской поликлиники и полицейского участка. При этом строительство новых домов продолжается. И подобная ситуация не исключение.
По мнению Вячеслава Семененко, директора компании "Домплюсофис", невнимание к социальной инфраструктуре в ближайшее время незамедлительно отразится на застройщиках - люди перестанут покупать жилье там, где нет детских садов, школ, дорог, медицинских учреждений. По мнению Семененко, проблема может быть решена через создание фонда, который вначале будет комплексно развивать территорию, а потом продавать ее застройщикам. Такой проект уже есть и будет реализован в ближайшее время.
Однако еще несколько лет назад, когда бум КОТ был в самом разгаре, а сама ситуация еще не зашла в тупик, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg Николай Пашков предупреждал, что "совершается градостроительная ошибка. Дело в том, что такая застройка окраин города усугубляет и без того острые проблемы с транспортной и социальной инфраструктурой".
В существовании проблемы есть, конечно, и вина застройщиков. В самом начале эпохи КОТ речь шла о том, что существует некий дефицит земли в городе. Участков, требующих редевелопмента, в центре города хватает - около 40% земли здесь занято предприятиями, многие из которых уже бездействуют. Однако земля в центре требовала другого уровня затрат, и строители продолжали покупать дешевые участки на границе города. Еще в 2011 году из 1,7 млн кв. м жилья более 500 тыс. квадратов было сосредоточено в ближних пригородах Петербурга. Такая тенденция усугубила статистику распределения рабочих потоков и усилила нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Ведь изначально было понятно, что половина рабочих мест сосредоточена в центральных районах города, в то время как 80% населения живут в "спальниках".
Более удачливой в этом отношении оказалась область. По оценке экспертов, благодаря программе "Социальные объекты в обмен на налоги" Ленобласть в ближайшие 2-3 года станет более привлекательной как для застройщиков, так и для новоселов. В 2015 году, по предварительным подсчетам, застройщики перечислят в консолидированный бюджет области около 2,6 млрд руб. налогов, из них 481 млн руб. пойдет на соцобъекты. Всего в регионе заключено 18 соглашений, предполагающих строительство 59 объектов (44 детских сада и 15 школ на 6 тыс. и на 12,2 тыс. мест соответственно). А это значит, что выход из сложившейся неприятной ситуации при желании найти можно.
Обсуждение
0